Наименование мероприятия | Механизм реализации | Сроки исполнения | Ответственные исполнители | |
I. Повышение уровня капитализации и ликвидности коммерческих банков, совершенствование управления и системы оценки банковских рисков | ||||
а) повышение уровня капитализации коммерческих банков | ||||
1. | Перевод уставного капитала Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан в сумме 320 млн. долл. США и АКБ «Асака» 108 млн. долл. США, ранее сформированного в иностранной валюте, в национальную валюту с дальнейшей реализацией иностранной валюты хозяйствующим субъектам по курсу спроса и предложений на основании прямых договоров в установленном порядке. | Проект решения Правительства | IV квартал 2017 г. | Минфин, Центральный банк, коммерческие банки |
2. | Установление порядка, в соответствии с которым акционерно-коммерческие банки вправе также увеличивать уставной капитал путем увеличения номинальной стоимости акций за счет полученной прибыли. | Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» | I квартал 2018 г. | Госкомконкуренции, Центральный банк, Центральный депозитарий ценных бумаг |
3. | Увеличение совокупного капитала коммерческих банков, в том числе за счет дополнительного выпуска акций, с обеспечением его роста в 2017 — 2021 годах в среднем в 2 раза. | Решения советов и общих собраний акционеров коммерческих банков | Принятие решений — ежегодно до 1 июля; реализация — 2017 — 2021 гг. | коммерческие банки, Центральный банк, |
4. | Введение порядка, в соответствии с которым учредители (акционеры) банков ежегодно на основании финансовых результатов и по итогам стресс-тестирования принимают действенные меры по обеспечению достаточности капитала, ликвидности и устойчивости коммерческих банков в рамках требований международных принципов банковского надзора. | Принятие мер по результатам анализов | Ежегодно | коммерческие банки, Центральный банк |
5. | Внедрение порядка, предусматривающего предоставление Центральным депозитарием по запросу Центрального банка сведений, содержащихся в реестре владельцев ценных бумаг, выпущенных коммерческими банками. | Разработка проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» | II квартал 2018 г. | Госкомконкуренции. Центральный банк, Центральный депозитарий ценных бумаг |
б) поддержание уровня ликвидности коммерческих банков | ||||
6. | Дальнейшее укрепление ресурсной базы коммерческих банков путем увеличения в период 2017 — 2021 годы объемов привлекаемых депозитов населения и хозяйствующих субъектов не менее чем в 2,1 раза. | Комплекс мер | Разработка и утверждение — III квартал 2017 г.; | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
7. | Дальнейшее поддержание ликвидности коммерческих банков путем отмены порядка перевода средств на депозиты обязательных резервов, сформированных для покрытия возможных потерь по банковским активам. | Внесение изменений в Положение о порядке классификации качества активов и формирования резервов на покрытие возможных потерь по активам, а также их использования в коммерческих банках (реr. от 14.07.2015 г. № 2696) | IV квартал 2017 г. | Центральный банк |
8. | Внесение предложений по внедрению порядка, предусматривающего осуществление выпуска коммерческими банками корпоративных облигаций без обеспечения. | Внесение изменений и дополнений в Правила эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг (реr. от 30.08.2009 г. № 2000) | II квартал 2018 г. | Центральный банк, Госкомконкуренции, Минфин |
9. | Создание законодательной базы выпуска, обращения и погашения ипотечных ценных бумаг. | Проект Закона Республики Узбекистан «Об ипотечных ценных бумагах» | III квартал 2019 г. | Центральный банк, Госкомконкуренции, Минфин, Минэкономики, Госкомземгеодезкадастр, Ассоциация банков Узбекистана, Минюст |
в) дальнейшее институциональное развитие банковской системы, совершенствование управления и системы оценки банковских рисков | ||||
10. | Повышение качества подготовки финансовой отчетности коммерческих банков путем внедрения новых требований классификации и оценки финансовых активов по Международному стандарту финансовой отчетности № 9. | Решения советов банков | IV квартал 2017 г. | коммерческие банки, Центральный банк |
11. | Внедрение Программы разделения рисков международных финансовых институтов (ЕБРР, МФК) для расширения финансирования субъектов малого предпринимательства. | Подписание соглашений с международными финансовыми институтами | II квартал 2018 г. | Центральный банк, коммерческие банки, лизинговые компании |
12. | Разработка Правил применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка, с единой методологией по осуществлению на постоянной основе стресс-тестирования ликвидных позиций коммерческих банков. | Решение правления Центрального банка | IV квартал 2018 г. | Центральный банк, коммерческие банки |
13. | Совершенствование системы управления и оценки банковских рисков, в том числе системы риск-менеджмента в коммерческих банках, с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору с использованием программы FSAP, с привлечением технической помощи и экспертов международных финансовых институтов и рейтинговых агентств. | Внесение изменений и дополнений в ведомственные нормативно-правовые акты | IV квартал 2018 г. | Центральный банк |
II. Расширение спектра и улучшение качества оказываемых банковских услуг на основе широкого применения передовых информационно-коммуникационных технологий | ||||
а) осуществление эффективной банковской деятельности, предлагающей клиентам современные банковские услуги | ||||
14. | Дальнейшее укрепление доверия населения к банковскому сектору страны, ведение постоянного мониторинга потребностей клиентов, повышение культуры банковского обслуживания, оказание передовых банковских услуг, способных удовлетворить потребности каждого клиента. | План мероприятий | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г.; реализация — постоянно | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
15. | Оптимизация тарифной политики в целях повышения привлекательности банковских услуг и привлечения новых клиентов с учётом рациональной прибыльности банка. | Решение советов коммерческих банков | IV квартал 2017 г. | коммерческие банки, Ассоциация банков Узбекистана |
16. | Повышение финансовой грамотности и уровня защиты прав населения в сфере банковско-финансовых услуг. | План мероприятий | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г.; реализация — 2017 — 2021 гг. | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
17. | Оптимизация графиков и тарифов за услуги, оказываемые службой инкассации, с учетом предложений коммерческих банков. | Разработка нового плана тарифов | IV квартал 2017 г. | Центральный банк |
18. | Увеличение сроков обращения пластиковых карт с 3-х до 5 лет, а также расширение системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек. | Внесение изменений в соглашение | IV квартал 2017 г. | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, Единый общереспубликанский процессинговый центр |
19. | Организация взаимодействия информационных систем Центрального банка, Министерства внутренних дел (паспортные данные) и Государственного налогового комитета (ИНН) в целях автоматизации коммерческими банками процессов идентификации клиентов-физических лиц. | Комплекс мер | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г.; реализация — 2018 г. | Центральный банк, МВД, ГНК, коммерческие банки |
20. | Предоставление коммерческими банками субъектам предпринимательства исчерпывающей информации об условиях, па которых осуществляется кредитование, в том числе о всех без исключения платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием (погашением), с внесением термина «полная стоимость кредита». | Внесение изменений и дополнений в кредитную политику коммерческих банков | I квартал 2018 г. | коммерческие банки, Центральный банк |
б) улучшение качества оказываемых услуг с применением передовых информационно-коммуникационных технологий | ||||
21. | Принятие мер по увеличению количества базовых станций, в том числе с применением технологии CDMA-450, расширению зон покрытия сетей на объектах торговли и оказания платных услуг, особенно в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, обеспечению базовых станций альтернативными источниками электроэнергии, а также внедрение специализированных тарифных планов для использования в онлайн платежных терминалах | Комплекс мер | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г.; реализация — 2018-2021 гг. | Мининфоком, операторы сетей мобильной связи, Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
22. | Широкая интеграция биллинговых систем поставщиков государственных услуг с клиринговой системой расчетов Центрального банка для расширения перечня услуг, оказываемых населению путем приема платежей в электронном виде в режиме реального времени, включая оплату госпошлин и других платежей за услуги паспортно-визовой деятельности, государственной регистрации актов гражданского состояния и выдачу сопутствующих документов нотариальных контор. | Комплекс мер | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г.; реализация — 2018 г. | Центральный банк, коммерческие банки, МВД, Минюст, Минфин |
23. | Дальнейшая популяризация пластиковых карточек в качестве удобных и надежных средств платежа и сбережения денежных средств путем внедрения различных банковских социально ориентированных, сберегательных, кредитных продуктов, систем денежных переводов, включая выпуск социальных, семейных, «ко-брендинговых» пластиковых карточек, реализацию поощрительных, дисконтных и бонусных проектов. | План мероприятий | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г.; реализация — 2017 — 2021 гг. | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки, заинтересованные министерства и ведомства |
24. | Дальнейшее совершенствование системы предоставления услуг по дистанционному и бесконтактному обслуживанию банковских счетов («банк-клиент», «интернет-банкинг», «мобильный банк», «СМС-банкинг») с широким применением информационно-коммуникационных технологий. | План мероприятий | Утверждение ежегодно до 30 января; реализация — по графику | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
25. | Модернизация действующих автоматизированных банковских систем на базе новых стандартизированных банковских продуктов и услуг, достижений передовых информационно-коммуникационных технологий и программных решений. | Подготовка технического документа | II квартал 2018 г. | коммерческие банки, Ассоциация банков Узбекистана, Центральный банк |
III. Обеспечение дальнейшего роста и улучшения качества кредитного портфеля коммерческих банков, дальнейшее расширение их участия в финансировании инвестиционных проектов, кредитовании экономики | ||||
а) улучшение качества кредитного портфеля коммерческих банков | ||||
26. | Усиление мер по взысканию кредитов, срок погашения которых наступает до конца 2017 года в общей сумме 7 220 млрд. сум, строго в соответствии с графиками погашения, в том числе по: Узнацбанку — 979,5 млрд. сум; АКБ «Асака» — 822,8 млрд. сум; АКБ «Узпромстройбанк» — 671,1 млрд. сум; АКБ «Ипотека-банк» — 589,9 млрд. сум; АК Народному банку — 419,7 млрд. сум; АКБ «Агробанк» — 387,7 млрд. сум; АКБ «Кишлок курилиш банк» — 268,6 млрд. сум; АКБ «Микрокредитбанк» — 263,5 млрд. сум; АКБ «Турон банк» — 91,4 млрд. сум. | Согласно графиков погашения | Согласно графику до конца 2017 г. | коммерческие банки |
27. | Улучшение качества активов путем: взыскания проблемных кредитов в сумме 750,4 млрд. сум, в том числе в 2017 году 290 млрд. сум, из них по: Узнацбанку — 162,6 млрд. сум (в 2017 году — 88,5 млрд. сум), АК Народному банку — 110 млрд. сум (в 2017 году — 25,6 млрд. сум), АКБ «Микрокредитбанк» — 103,8 млрд. сум (в 2017 году - млрд. сум), АКБ «Узпромстройбанк» — 76,6 млрд. сум (в 2017 году - млрд. сум), АКБ «Асака» — 72,7 млрд. сум (в 2017 году — 27,8 млрд. сум); реализации имущества, принятого на баланс по ранее выданным кредитам в сумме 232,7 млрд. сум, в том числе 2017 году 134 млрд. сум из них по: АКБ «Асака» — 132 млрд. сум (в 2017 году — 94 млрд. сум); Узнацбанку — 34 млрд. сум (в 2017 году — 1,7 млрд. сум); АКБ «Капиталбанк» -17 млрд. сум (в 2017 году — 3 млрд. сум); АКБ «Кишлок курилиш банк» — 15 млрд. сум (в 2017 году — 13 млрд. сум); АК Народному банку — 8 млрд. сум (в 2017 году — 5,4 млрд. сум); АКБ «Микрокредитбанк» — 6 млрд. сум (в 2017 году — 4,3 млрд. сум). | План мероприятий | Согласно графикам 2017-2018 гг. | коммерческие банки, Центральный банк |
28. | Дальнейшее усиление работы по повышению качества активов банков посредством укомплектования высококвалифицированными специалистами структурных подразделений коммерческих банков, занимающихся вопросами взыскания проблемных активов. | Решения советов и правлений банков | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г., реализация — регулярно | коммерческие банки, Центральный банк |
29. | Осуществление системного мониторинга за состоянием каждого кредита, строгим соблюдением принципов возвратности, платности и срочности на основе тщательной оценки рисков и рыночной стоимости залога и расширение комплексного подхода к улучшению структуры активов банка и снижению доли неработающих кредитов, особенно выданных в иностранной валюте. Принятие мер по недопущению образования просроченной задолженности по кредитам и исключению практики кредитования убыточных предприятий и организаций. | Внесение изменений и дополнений в кредитную политику коммерческих банков | Разработка и утверждение — ежегодно I квартал реализация — регулярно | коммерческие банки, Центральный банк |
30. | Разработка коммерческими банками долгосрочных стратегий развития, направленных на качественную трансформацию банков в финансово стабильные и конкурентоспособные банковские учреждения, функционирующие на основе передовой практики и международных стандартов. | Разработка и утверждение стратегии развития коммерческих банков | I квартал 2018 г. | коммерческие банки, Центральный банк |
31. | Внесение предложений по совершенствованию механизма уплаты обязательных отчислений во внебюджетные фонды по доходам банков, начисляемым по рефинансируемым кредитным линиям Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, международных финансовых институтов, целевых линий Министерства финансов для строительства жилья в сельской местности и других централизованных источников с принятием при расчете за базу доходы банков за вычето� процентных расходов по привлеченным ресурсам. | Внесение изменений и дополнений в законодательство | I квартал 2018 г. | Минфин, ГНК, Центральный банк, коммерческие банки |
б) создание благоприятных условии для ведения бизнеса | ||||
32. | Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере сделок под обеспечение и обмена кредитной информацией с учетом лучшей международной практики в целях улучшения рейтинга республики по индикатору «Получение кредитов» в отчете Doing Business. В частности: пересмотр очередности и приоритетности удовлетворения требований кредиторов; автоматическое распространение права залога на продукцию и доходы от заложенного имущества; упрощение процедур создания обеспечительного права (залога), в том числе общего (не детального) описания заложенного имущества и обеспечиваемых залогом требований кредиторов и др. | Проект Закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в некоторые акты законодательства Республики Узбекистан | IV квартал 2017 г. | Центральный банк Минэкономики, Минфин, Минюст, ГНК, Генпрокуратура, Верховный суд, ТПП |
33. | Внесение предложений об установлении размеров сбора за рассмотрение заявления о регистрации и лицензировании банка, а также государственной пошлины за регистрацию и выдачу банку лицензии с учетом изучения международной практики. | Постановление Кабинета Министров | IV квартал 2017 г. | Центральный банк, Минэкономики, Минфин, Минюст, ТПП |
34. | Дальнейшее совершенствование порядка ведения коммерческими банками кассовых работ и оказания соответствующих услуг, предусматривающих совершенствование системы инкассации, упорядочение последовательности кассовых операций и усиление работы по предотвращению нарушений кассовой дисциплины. | Разработка и утверждение в новой редакции Инструкции по организации кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей в коммерческих банках» (реr. от 27.06.2008 г. № 1831) | I квартал 2018 г. | Центральный банк |
35. | Разработка механизма поэтапного освобождения коммерческих банков от несвойственных функции по контролю за соблюдением очередности платежей с банковских счетов хозяйствующих субъектов при недостаточности денежных средств исходя из зарубежного опыта. | Внесение изменений и дополнений в законодательство | I квартал 2018 г | ГНК, Минфин, Центральный банк |
в) расширение сотрудничества с международными финансовыми институтами | ||||
36. | Дальнейшее расширение сотрудничества и установление долгосрочных корреспондентских и бизнес-отношений с зарубежными банками, способствуя им в создании совместных и дочерних банков в республике. | План мероприятий | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г.; реализация — 2017 — 2021 гг. | Центральный банк, Минфин, Госкомконкуренции, Госкоминвестиции, Минэкономики |
37. | Расширение сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами, иностранными банками в целях широкого привлечения и освоения их кредитных линий для увеличения финансирования проектов субъектов малого предпринимательства. | Программа и график мероприятий | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г.; реализация — 2017 — 2021 гг. | коммерческие банки, Центральный банк, Минфин, Госкоминвестиции, Ассоциация банков Узбекистана |
38. | Привлечение технической помощи Всемирного банка для всестороннего анализа качества кредитного портфеля, оценки рисков деятельности коммерческих банков, повышения показателей финансовой устойчивости и эффективности банковского сектора. | Комплекс мер | IV квартал 2018 г. | Центральный банк, коммерческие банки |
IV. Укрепление финансовой устойчивости небанковских кредитных организаций, обеспечение дальнейшего роста объемов, улучшения качества предоставляемых ими услуг и защиты прав потребителей финансовых услуг | ||||
39. | Установление, начиная с 1 октября 2017 года требований к минимальному размеру уставного фонда вновь создаваемых: а) микрокредитных организаций — в сумме 2.0 млрд. cvm; б) для ломбардов — в сумме 500 млн. сум. | Внесение изменений и дополнений в Положение о порядке лицензирования деятельности микрокредитных организаций (реr. от 13.04.2010 г. № 2093)и Положение о порядке лицензирования деятельности ломбардов (реr. от 10.12.2003 г. № 1291) | III квартал 2017 г. | Центральный банк, Национальная ассоциация микрофинансовых институтов, Ассоциация ломбардов |
40. | Доведение до 1 января 2019 года минимального размера уставных фондов микрокредитным организациям и ломбардам до установленных минимальных требований. | Внесение изменений и дополнений в Положение о порядке лицензирования деятельности микрокредитных организаций (реr. от 13.04.2010 г. № 2093)и Положение о порядке лицензирования деятельности ломбардов (реr. от 10.12.2003 г. № 1291) | реализация — 2017-2018 гг. | Центральный банк, Национальная Ассоциация микрофинансовых институтов, Ассоциация ломбардов |
42. | Принятие мер, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг, с внедрением механизмов недопущения необоснованного завышения платежей по микрофинансовым услугам. | Внесение изменений и дополнений в законы Республики Узбекистан «О микрофинансировании» и «О микрокредитных организациях» | II квартал 2018 г. | Центральный банк, заинтересованные министерства и ведомства |
V. Дальнейшее совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в сфере финансово-банковской деятельности | ||||
43. | Обеспечение регулярного повышения квалификации, подготовки и переподготовки банковских работников на курсах и семинарах по наиболее актуальным направлениям финансово-банковской деятельности, организуемых в ведущих образовательных учреждениях, зарубежных банках и центрах зарубежных стран, а также в Республике Узбекистан, с привлечением зарубежных экспертов. | Планы-графики организации и проведения обучения, стажировок | Разработка и утверждение — ежегодно до 1 марта; реализация — по графику | Ассоциация банков Узбекистана, Центральный банк, коммерческие банки |
44. | Организация тематических тренингов и семинаров для руководителей и работников микрокредитных организаций, ломбардов по вопросам улучшения оказания микрофинансовых услуг. | Подготовка программы | Разработка и утверждение — IV квартал 2017 г.; реализация — 2017 — 2021 гг. | Национальная Ассоциация микрофинансовых институтов, Ассоциация ломбардов, микрокредитные организации, ломбарды Центральный банк |
45. | Организация обучения сотрудников банков для получения международных сертификатов CFA, АССА и других, включая ведущие зарубежные учебные заведения. | Планы-графики организации и проведения обучения, стажировок | I квартал 2018 г | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки, Минобразования |
46. | Установление тесных отношений между высшими образовательными учреждениями по формированию нового поколения учебников, пособий и методологической литературы, а также унифицированных учебных программ в банковской сфере. | Решение собрания членов Ассоциации банков и Программа действий | I квартал 2018 г | Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия, МНО, коммерческие банки |
47. | Дальнейшее совершенствование системы рыночных методов мотивации труда банковских работников, предусматривающей стимулирование и обеспечение профессионального роста, развитие социальной инфраструктуры банков, а также системы нематериальных методов поощрения. | Решение советов банков | I квартал 2018 г | Коммерческие банки, Ассоциация банков Узбекистана |
48. | Внедрение в банках и небанковских кредитных организациях системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9001:2015 и получение соответствующего сертификата. | Заключение соответствующего договора | II квартал 2018 г | коммерческие банки, микрокредитные организации, ломбарды и их ассоциации, Ассоциация банков Узбекистана, Центральный банк |