«Туронбанк»: Трансформация - залог конкурентной финансовой среды и современных банковских услуг!
Известно, что в последние годы банковский и финансовый сектор в стране постепенно реформировался, был принят ряд мер, и в результате были созданы необходимые правовые условия для ведения передового банковского бизнеса и укрепления конкурентной среды. В частности, были приняты Закон «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании» и «О платежах и платежных системах», которые соответствуют международным стандартам и создают привлекательную правовую среду для иностранных инвестиций в финансовый сектор.
Вместе с тем анализ текущей ситуации в банковской сфере показывает наличие ряда системных проблем, препятствующих развитию банковского сектора в соответствии с экономическими преобразованиями и потребностями общества, таких как высокая доля присутствия государства в банковском секторе, недостаточное качество менеджмента и управления рисками в банках с участием государства, низкий уровень финансового посредничества в экономике. Указ Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2020 года «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020–2025 годы» стал важным шагом на пути решения этих вопросов.
Необходимо принять дополнительные меры для повышения популярности финансовых услуг, предоставляемых банками сегодня, расширения доступа банков к регионам и обеспечения предоставления однотипных услуг во всех населенных пунктах. Не случайно глава государства провел совещание по вопросам реализации стратегии реформирования банковской системы и ускорения трансформации коммерческих банков в стране. Следует отметить, что сегодня 15% совокупных банковских активов принадлежит частным банкам, а 85% - банкам с прямой или косвенной долей государства. В то время как мировая экономика находится в кризисе в условиях пандемии, становится все труднее привлекать иностранных инвесторов в национальную экономику. Коммерческие банки играют важную роль в привлечении инвестиций во всех странах мира. Иностранные инвесторы просят гарантии от банков международного класса для инвестирования. Поэтому было бы целесообразно сократить долю государства в банковской системе за счет продаж авторитетным иностранным банкам. На этом пути будут достигнуты две цели. Во-первых, за счет сокращения доли государства будет развиваться конкуренция между частными банками, улучшаться качество услуг и снижаться процентные ставки. Во-вторых, сокращение долга государственных банков под гарантии правительства окажет положительное влияние на общий внешний долг.
Приватизация государственной доли в банках будет осуществляться путем совершенствования их системы корпоративного управления, повышения качества и расширения сферы банковских услуг, внедрения современных информационных технологий и повышения кадрового потенциала. Основное внимание уделяется предложению широкого спектра услуг (инвестиционный банкинг, факторинг, проектное финансирование) клиентам, включая независимых участников с международным опытом в банковском секторе, внедрению новых концепций и технологий (финтех, маркетплейс, цифровой банк), развитию персонала и ее переподготовке.
В частности, в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией (IFC), входящей в группу Всемирного банка, деятельность банка была полностью диагностирована и проанализирована квалифицированными консультантами. Он выявил ряд недостатков, связанных с корпоративным управлением, HR менеджментом, обслуживанием малого и среднего бизнеса, модернизацией инфраструктуры информационных технологий, управлением банковскими рисками и бизнес-процессами. Самое главное, что в эти процессы были вовлечены международные эксперты по банковскому корпоративному управлению, внедрению современных информационных технологий и инновационных услуг. В частности, в соответствии с принципами современного корпоративного управления, международный эксперт в области банковского дела и финансов Азиатского банка развития Низомиддин Мурадов, был включен в состав Совета банка в качестве независимого члена.
Вступая в процесс трансформации, «Туронбанк» также пытается значительно увеличить охват услугами. В частности, для населения было создано 62 отделения банковских услуг и 89 центров самообслуживания (в режиме 24/7). К концу этого года планируется открыть еще 46 офисов банковских услуг и 46 центров самообслуживания (24/7). Также, выражаясь словами Президента страны, наряду с переходом на цифровую экономику банк ускорил внедрение новых видов цифровых и дистанционных банковских услуг с целью создания удобств для потребителей. Внедрены электронная очередь, call-центр, биометрическая идентификация физических лиц по отпечаткам пальцев и FaceID, проведение платежей по технологии QR, прием платежей через смартфон по системе “One touch” и 3D-безопасность, а также запущено устройство DIG ID (система идентификации клиента по технология Face ID) система) и программное обеспечение.
Обновленное приложение «MyTuron» также включает онлайн-конвертацию, онлайн-депозиты и кредиты, переводы с карты на карту для владельцев «Mastercard» и активацию SMS-уведомлений на пластиковых картах «Humo». Самое главное, что с июня 2020 года была введена система андеррайтинга по розничным кредитам для физических лиц, и около 3,0 тыс. физических лиц уже получили кредиты на сумму 53,6 млрд. сумов. Кроме того, сейчас ведется работа по предоставлению кредитов и юридическим лицам по системе «Андеррайтинг», и этот механизм планируется запустить до конца года. Кроме того, в настоящее время ведется практическая работа с британской компанией на основе современных передовых технологий Colvir Software Solutions для создания системы управления бизнес-процессами. В ближайшие дни в сотрудничестве с «Uzcard» планируется выпуск российских кобейджинговых карт «Мир». Это еще не все, и ожидается, что система СRM, которая включает в себя процессы привлечения клиентов, их обслуживания и предоставления банковских продуктов, и Data Base, автоматически формирующая отчеты, также будут внедрены.
В заключение можно сказать, что формирование современной банковской системы, повышение инвестиционной привлекательности банков и внедрение новых стандартов банковских услуг помогут в осуществлении комплексных преобразований в банковской системе. Кроме того, это играет важную роль в развитии экономики страны, поддержке предпринимательства и укреплении позиций банковской системы Узбекистана в международных рейтингах.